суббота, 22 сентября 2012 г.

Ну вот нежданно-негаданно...

... стала защитником адекватных цен на хендмейд :)))
Ранее очень-очень часто получала комментарии от "коллег по цеху" о том, что дёшево продаю, что можно продавать дороже, а я писала "Я так чувствую". Много-много раз такое было, до ЭТОГО лета....
Почему-то никто не спрашивает, за что он отдаёт 50 долларов, когда покупает маленький флакончик Davidoff или Chanel№5, или кроссовки Adidas, или шмотки по 2000 долларов за кофточку, или за колготки платит 25 долларов. Или, не надо далеко ходить, моя подруга-парикмахер. Никто не спрашивает, за что свадебная причёска стоит 50-70 долларов, а вечерняя 35-50. Никто не спрашивает, почему так дорого стоит макияж невесты, а это 30-50 долларов. Но когда речь идёт о хендмейде, сразу считают себестоимость работы: чисто материалы и доставка, а своё ВРЕМЯ, МАСТЕРСТВО, УНИКАЛЬНОСТЬ, ОПЫТ никто не считает. Т.е. не задумываясь покупаем кроссовки Adidas, духи, делаем причёски. Да, это же БРЕНДЫ!!!  А как хендмейд, так дорого. Причём сами мастера сразу так и оценивают себя. И я не исключение.
Этот парадокс я осознала только этим летом. Обсуждала с друзьями, и не нашла логики. В среднем на рынке открытка ручной работы стоит 30-45,000 белорусских рубликов (4-5 дол. для небелорусов). У БОЛЬШИНСТВА такая цена. И у меня такие есть, не отрицаю!!!! Но может должен наставать момент, когда нужно понять, ЗАЧЕМ ты всё это делаешь, чего хочешь и с какой целью вообще вошла в волшебный мир хендмейда.
Я задалась вопросом этим летом потому, что три года я занимаюсь ручной работой: на данный момент делаю украшения, занимаюсь скрапбукингом, декорирую предметы интерьера, провожу мастер-классы по открытками-рамкам и декору, консультирую на предмет подбора одежды (но это уже не хендмейд), и это плюс к репетиторству (я преподаю английский язык). Эти три года мне были подарены мужем, чтоб я разобралась и поняла, а можно ли зарабатывать, занимаясь в радость ручной работой? Вопрос всё ещё открыт, много мыслей на этот счёт, много разносторонних мнений, много разных причин, по которым люди творят и делают, много уровней у людей, много разных характеров... Но я задумалась, и на стадии принятия решения.
________________________________________________________
Скажу только, что хендмейд может окупаться, у меня это так, и с самого первого дня, как я этим занялась: банально не было лишних денег, чтоб что-то покупать за семейный бюджет. Поэтому, возможно. и "развитие" моё как творческого человека идёт медленнее, но мне нравится та система, которую я выстроила в своей творческой работе.

У меня банально нет 100-150 долларов в месяц лишних денег, чтоб это рассматривать как хобби. Хобби это дорогое весьма.
________________________________________________________
А вот и ветка нашего прекрасного белорусского форума саааамая первая страничка, начало, там моё мнение такое:
"Ой, прочла первые две страницы, чуть инфаркт не схватила. 
Девочки, единственные, кто определяет цену своим работам-это МЫ сами. только от нас зависит, как будут воспринимать скрап-работы, как к ним относиться. Я считаю,что продаю свои работы дёшево (альбом 18 на 18, 7 разворотов в твёрдой обложке 60 долларов; открытки стандартного размера 40-80,000), я стараюсь поднимать цену и качество постоянно, потому как себя нужно ценить и уважать. 

То, как подсчитано в статье, идеал, конечно, но для нашего рынка свадебная открытка-конверт тогда должна стоить 160,000, это много, конечно же.

Но всё равно в жизни наступает момент, когда уже не в кайф работать за бесценок, когда многие-многие вещи уже попробовал, и "как раб" клепать приглашения по 3 доллара уже нет охоты, душа пропадает в работах, тогда и задумываешься, что лучше делать меньше раза в два, но с душой и подороже. Люди часто покупают не за технику, а за то чувство, что мы вложили в работу, за образы, которые передали через неё. Исходя из этого, ИМХО, цену тоже можно ставить.
Ведь одна работа может быть сделана технически верно, но без любви, вторая точно такая же по композиции и материалам, но с любовью. Вторая длжна стоить дороже. Но это у меня такая "политика" и мировоззрение... 

Второе ОЧЕНЬ важное: если это для вас хобби, то делайте для друзей-родственников, наслаждайтесь процессом и как хотите с ними расплачивайтесь. Если же вы выставляетесь именно на продажу, если это хоть частично ваша работа, то цену тоже адекватную ставьте. Демпинг в скрапе-тема вообще отдельная, постоянноо обсуждаемая в кругах тех, кто продаёт свои работы постоянно и делает на заказ. Вы демпингуете не только других, но опускаете и свой вклад, народ привыкает к дешевизне и, как следствие, обратно вернуть хорошую цену НАМНОГО сложнее,чем опустить...
сорри за много букв, наболело просто :)))))"
"мне жаль. что не удалось донести то, что хотела передать этими словами, ну не умею я высказываться, наверное. 
Клиент обычно чувствует, я в этом уверена. Почему картины покупают простые, казалось бы (которые можно технически повторить), именно у определённых художников, хотя могли бы заказать копии в 10 раз дешевле???

По поводу стоимости. Тут и акцент на то, что часто стоимость ручной работы занижают. Да, по материалам вы можете отдать не так много, а:
-время найти материалы в нашей стране и доставить их к вам- это время съездить, плюс деньги на пересылку-поездки-электричество во время поиска
-ваш творческий опыт, мастерство, ваш стиль
-время на изготовление (если считать, что работа по мировым ценам 5 долларов в час, открытку вы делаете 1,5 часа-это плюс 7,5 дол. к работе, а кто так считает???) 
Мастера и занижают стоимость своего времени, своего труда"

Пишу чтоб запомнить :))) Вдруг что-то новое узнаю-передумаю, и буду иначе думать :))))
У нас в Беларуси тема стоимости хендмейда актуальна весьма, я часто общаюсь с участниками ярмарок, меня часто "тыкают носом", что дёшево продаю. Наверное, нужно продавать за такую цену, чтоб у тебя купили, чтоб в чувствах ты не в обиде остался, и чтоб работа не лежала два года. Так что вопрос непростой и многоликий, как я уже написала...

8 комментариев:

  1. Демпинг в хэндмэйде всегда будет, потому что всегда будут беременный девочки (или с маленькими детьми), которым нужно чем-то "домашним" себя занять и хочется попробовать что-то новое, все родственники и друзья уже обдарены результатами творчества, а от остального надо как-то избавиться, редко кому хочется, чтобы его труды пылились в кладовке, вот и продают за бесценок.

    Моё мнение - делайте что-то супер-уникальное и продавайте втридорога. И душа вложена, и вещь с характером, и поточного производства нет (вы же не станки вконце концов).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. верно написали!!! И правильно, с другой стороны: работы пылиться не должны в шкафах. На месте домохозяйки-мамы молодой так бы и поступала.

      Нужно действительно стремиться к эксклюзиву, выделяться, тогда и работы покупать будут, и автор будет "не обижен"

      Удалить
  2. Задаюсь вопросом цен очень давно, но если делать высокую цену, то твои работы так и будут лежать в твоих же шкафах - тут на мой взгляд такой же вопрос узнаваемости автора, что-то вроде бренда, как ты пишешь. Я считаю что золотая середина, что-то среднее, приемлемое по цене это самый лучший вариант.

    ОтветитьУдалить
  3. Ответы
    1. да, Анюта, в этом году меня что-то "прорвало", работаю над этим активно, и в большой степени ты мне помогла это понять!!!!!

      Удалить